Натанцевала.

Весной 1906 года на углу Кронверкского проспекта в Санкт-Петербурге началось строительство шикарного особняка в стиле модерн. Туда должна была переехать балерина Матильда Кшесинская, решившая продать куда более скромный дом на Английском проспекте, подаренный ей прежде Николаем II.
Натанцевала.


Особняк Кшесинская решила построить после рождения внебрачного сына Вовы от великого князя Андрея Владимировича. В свой новый особняк она должна была переехать из дома на Английском проспекте, который она арендовала в начале самостоятельной жизни и который подарил балерине Николай II после окончания их романа. Старый дом она в итоге продала князю Александру Романовскому, герцогу Лейхтенбергскому.

"Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело. Приходилось расставаться с домиком, с которым были связаны самые дорогие для меня воспоминания и где я прожила много, много счастливых дней. Но в то же время оставаться там, где всё мне напоминало Ники, было ещё грустнее"

Место на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы (ныне — улица Куйбышевская) понравилось Матильде тем, что там не было поблизости фабрик, а участок позволял не только построить дом, но и разбить при нём сад.

Особняк М. Ф. Кшесинской. Фасад на Дворянскую ул.

План особняка балерина заказала известному в Петербурге архитектору Александру фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана они вместе обсуждали расположение комнат в соответствии с желаниями балерины.




Особняк получился огромным: два этажа и цокольный этаж. Сама балерина в мемуарах упоминает, что была очень довольна работой архитектора, блестяще выполнившего все её желания. "Под Рождество 1907 года я наконец смогла перебраться в свой новый дом и была очень рада зажить наконец в удобных условиях и с настоящим комфортом", — напишет она в мемуарах. Условия там были по-настоящему удобными. Сегодня с аналогичным размахом дома строят олигархи.



На первом этаже располагалась кухня для гостей и кухня для прислуги, большой зал, летний сад, несколько гостиных, кабинет Кшесинской, буфет, биллиардная, а также комнаты для прислуги: горничных, лакея и дворника.



Кшесинская особенно гордилась хозяйственной частью дома и всегда водила туда гостей. Особенно она любила похвастать кухней.

"Мой французский повар Дени содержал кухню в примерной чистоте и опрятности, и сразу после обеда, когда я показывала гостям кухню, она была в таком порядке, что можно было думать, будто никакого обеда там вовсе и не готовили. При доме был свой ледник и специальная холодная кладовая для сухих продуктов. Таким образом, в доме было всегда достаточно запасов, чтобы приготовить экспромтом обед"


С сыном Володей

Второй этаж был отведён под две детские комнаты и детскую ванную, спальню Кшесинской и её ванную, комнату экономки и несколько "запасных" комнат для размещения гостей. Также в доме были две гардеробные. Одна из них находилась на втором этаже, а другая — на цокольном. Там же располагался винный погреб, где хранились элитные вина. Там Кшесинская любила проводить вечеринки.

"У меня был, конечно, винный погреб. Он был наполнен чудными винами и был устроен так, что я могла в нём давать ужины после спектаклей для любителей хороших вин, предоставляя им самим выбирать по каталогу то вино, которое каждый хотел. В погребе был и специальный шкап — со стаканами для каждого сорта вин. Эти ужины в погребе, среди бутылок вина, были оригинальны по своей обстановке и очень веселы. И вина выпивалось на них немало".



Не меньше гордилась балерина своими гардеробными комнатами. Та, что находилась на втором этаже, вся была обставлена дубовыми шкафами и предназначалась для её платьев. В гардеробной на цокольном этаже хранились сценические костюмы Кшесинской, а также туфли, парики, головные уборы. В каждом из четырёх огромных шкафов имелась полная опись всего, что в нём находилось, а дубликат балерина держала при себе. Благодаря этому ей могли в любое время доставить нужный костюм.




На отделку дома Кшесинская не поскупилась. Почти всю мебель, в том числе предназначавшуюся для её личных комнат и двух комнат сына, она заказала самому крупному и известному в Петербурге фабриканту Мельцеру. Комнаты прислуги и хозяйственные помещения обставляла крупная фирма Платонова.

"Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн" 



Все бронзовые предметы, украшавшие зал в стиле русского ампира и салона Людовика XVI, балерина заказывала в Париже: люстры, бра, канделябры, дверные и оконные ручки, шпингалеты, а также все ковры и материал для обивки мебели.

Также при доме были прачечная, сараи для экипажа и автомобилей, коровник для одной коровы, которую приводили с дачи в город, чтобы сын балерины всегда имел хорошее и свежее молоко, а при ней служила коровница. В доме было немало живности. В сарае также жила "толстая свинья, любимица Вовы". В самом доме жила козочка, которая выступала с Кшесинской в балете "Эсмеральда". Её нужно было приручить, поэтому балерина сама кормила её.



В начале февраля 1917 года обстановка в Петербурге стала накаляться. Полицмейстер генерал Галле посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку ожидались беспорядки, а её дом, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта, подвергался наибольшей опасности. Кшесинская на время уехала в Финляндию, но вернулась. 22 февраля балерина давала обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны. Это был последний приём, который балерина провела в своём доме. 26 февраля ей позвонил генерал Галле и велел спасать ценности.

"Когда я взглянула вокруг себя на всё, что было у меня драгоценного в доме, то не знала, что взять, куда везти и на чём, когда кругом уже бушует море. На следующий день, в понедельник 27 февраля, с каждым часом становилось всё тревожнее и тревожнее. Всё, что было более драгоценного и что попадалось мне под руку, я уложила в небольшой ручной саквояж, чтобы быть готовой на всякий случай".

Вскоре она бежала во Францию, где у неё с 1912 года была вилла в коммуне Кап-д'Ай.

В особняке Кшесинской в Петербурге в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. 



С 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года — Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.
Историческая правда
08:48 26/11/2016
Автор Сергей Пархоменко, Журналист, издатель
загружаются комментарии