Операция "Кооперация"

30 лет в стране прошла первая всесоюзная выставка кооператоров.
Операция "Кооперация"
Не прошло и года, как в СССР были приняты закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» и постановление Совмина СССР «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», как Моссовет решил отчитаться перед партией о проделанной работе. Для выставки народно-кооперативных достижений был избран огромный павильон Стройэкспо на Фрунзенской набережной, который на несколько дней превратился в подобие Рижского рынка. Самопальные джинсы-«варенки», спортивные костюмы и трикотажные блузоны с аляпистыми рисунками и лозунгами: "Только так — Спартак!" или "А я упрямо люблю Динамо!", кожаные куртки, сшитые из кожаных обрезков, изящная до первой носки обувь, детские костюмы, «экологически чистая» глиняная посуда, словно выкопанная из древних курганов, и самодельные компьютеры - все это вызвало нешуточный ажиотаж у жителей столицы. 

Стенд первого советского кооператива "Символ" 


Пирожки - на них было сделано не одно состояние


"Самострочные" комбинезоны - главная продукция первых советских кооперативов


Кооперативный цех: несколько древних швейных машинок в подвале 


"Варенки" - писк моды 80-х. Секрет правильной варки джинсов с тех пор утерян навсегда.


Некоторые кооперативные умельцы выпускали поддельные штаны - например, от популярного тогда лейбла "Мавин"


Кооперативные кроссовки


Высший шик тех лет: кооперативные "адидасы" с тремя каноническими полосками 


Артем Тарасов - основатель кооператива "Техника"по выпуску компьютеров и первый легальный миллионер СССР


Продукция кооператива "Техника"


После первой кооперативной выставки был организован и кооператив "МММ", начинавший с торговли оргтехникой


Создатель первого кооперативного ресторана страны Андрей Федоров кормил всех участников выставки вкуснейшими обедами 


Первый кооперативный ресторан располагался на Кротокинской улице, 36.


Кооперативное меню


Интерьер ресторана 


Официантка


Первые посетители


В ресторан Федорова каждый день стояла очередь - всем было интересно попробовать на вкус новой жизни. Денег, правда, чаще всего хватало только на кофе или стопку водки.   


Андрей Федоров в мгновение ока превратился в символ кооператора-бизнесмена


Впрочем, вскоре у Федорова появились и конкуренты: например, в Олимпийской деревне был открыт кооперативный клуб-кафе «У Фонтана». 


"Кооперативная" дискотека в ДК МАИ


В самом начале 1990 года у кооперативных кафе появился самый мощный конкурент - транснациональный фастфуд  

Кстати, среди первых кооператоров был известный журналист Валерий Дранников, который так описывал происходящее: 

"Это было славное время. Тысячи измордованных бессмысленной работой инженеров, нищих научных работников, безработных журналистов и подпольных цеховиков с бесшабашной радостью, отвагой и идиотизмом ринулись в этот омут освобожденного труда. Возможность проявить себя, как ты хочешь, и заработать, сколько сможешь, кружила голову и захватывала воображение. И хотя в стране фондировалось абсолютно все до последнего гвоздя, кооперативы множились со скоростью деления амебы. 

Правда, различные министры, начальники главков, председатели райисполкомов, по разнарядке посещавшие выставку, внимали нашим грандиозным планам с некоторым недоверием и даже наглым скепсисом, но что нам было до министров, когда в обшарпанных подвалах уже крутились древние оверлоки, стучали сапожные молотки и паялись электронные схемы. Жизнь замечательна, товарищи министры. Посмотрите на наши одухотворенные физиономии — вот он, социализм с человеческим лицом. 

И вот наконец на выставку примчался наш крестный отец и повивальная бабка, председатель комиссии по кооперативной деятельности Моссовета Юрий Михайлович Лужков. Завтра приедет Ельцин. Вот это сенсация. Вот это — партийная дисциплина. Неделю назад выставленный из Политбюро, он еще оставался первым секретарем московского горкома. И в планах секретаря заранее значилось посещение выставки. А планы партии надо выполнять. 

За три часа до визита зал тщательно обшарила "девятка". Напряжение нарастало с каждой минутой. Ельцин был героем дня, и все мы искренне симпатизировали ему. И показом наших выдающихся произведений хотели поднять ему настроение. Мол, вы-то уходите, но мы-то остаемся. Шел отчаянный процесс демократизации, и первый секретарь, председатель Моссовета, их замы и прочая приехали к кооператорам, как простые москвичи к простым москвичам. Было радостно до умиления. 

Ко мне подошел ответственный секретарь комиссии Саша Панин. 

— Слушай, ты же все-таки журналист. Мы его быстренько проведем по залу, а потом сразу к твоему стенду. Попробуй разговорить. А то у него настроение жуткое. 

Сайкин сразу же отошел от Ельцина и в одиночку отправился созерцать выставку. Зато Юрий Михайлович не отходил от опального героя ни на шаг. Я стоял у стенда и мучительно раздумывал, как же мне разговорить угрюмого Бориса Николаевича. И даже не заметил, как он появился передо мной. 

— А это наш кооператив "Символ",— услышал я голос Лужкова. 

— Символ чего? — спросил Ельцин. 

— Символ перестройки, Борис Николаевич. Ведь не будь ее, не было бы и кооперативов. И вы не смогли бы увидеть, что могут сделать люди всего за полгода, если у них развязаны руки. Кооперативы, Борис Николаевич,— легкая кавалерия советской экономики. Мы будем ее авангардом. Наша задача — разведать, чего хочет сегодня советский человек, удовлетворить первоначальный спрос, захватить плацдарм, а уже за нами вступает тяжелая артиллерия — промышленность. 

Я вдохновенно нес ахинею. Борис Николаевич внимательно слушал, и его суровое лицо начинало немного румяниться. 

— Вот посмотрите на наши изделия. Во всем мире футбольные болельщики, когда идут на матч, одеваются в цвета любимой команды. Это их дисциплинирует, они чувствуют сопричастность друг с другом. Что же, наши хуже? 

— Наши не хуже. У нас футбол хуже,— вдруг сказал Ельцин.— А это что за кот с мышью? 

- А это, Борис Николаевич, Микки Маус и наш кот Леопольд. Видите, Микки Маус одет в цвета американского флага, а наш Леопольд носит красный бант с серпом и молотом. И надпись: "Ребята, давайте жить дружно". 

— Это правильно. С Америкой, понимаешь, надо обязательно дружить.— И вдруг, неожиданно.— А какую наценку вы платите торговле? 

— Одиннадцать процентов. 

— Сколько? 

Его лицо внезапно побагровело, он глыбой склонился над худенькой женщиной, главой московской торговли, и под сводами зала загрохотал могучий рык: 

— Это бандитизм. Кто вам позволил обирать кооператоров? Они — будущее страны. А вы их по миру. Не позволю! Чтобы с завтрашнего дня для кооперативов ввели три процента. 

— Это не я решила, Борис Николаевич. Это Моссовет,— залепетала глава торговли. 

— Я сказал — три процента. И точка.— Он снова повернулся к стенду.— А мышь с котом симпатичные. Это правильно. С Америкой надо дружить. 

Потом протянул мне свою лапищу и улыбнулся: 

— Ну что, символ перестройки, развивайтесь. Кооператоров, понимаешь, будем поддерживать. Это я обещаю. 

Мы крепко пожали друг другу руки и разошлись. Навсегда". 

Но главным символом тогдашней эпохи стали видеосалоны.

Первый в Москве видеосалон был открыт в здании бывшего кинотеатра "Арс" на Арбате, в доме N 51, и носил незатейливое название "Арбат". Это был небольшой зальчик с двумя десятками стульев, огромным телевизором "Электрон" и советским видеомагнитофоном ВМ-12. Репертуар фильмов утверждался государством в лице директора Всесоюзного производственно-творческого объединения "Видеофильм", созданного в сентябре 1986 года

 
Видеомагнитофон "Электроника ВМ-12" - символ роскоши и предмет несбыточных мечтаний для миллионов советских граждан.


Первый советский видеосалон на Арбате

"Сейчас в нашем кассетном фонде более 600 фильмов,— рассказывал журналу «Огонек» директор "Видеофильма" Феликс Поспелов.— Среди новейших поступлений есть и "Покаяние", и фильм "Плюмбум, или Опасная игра", и "Крик дельфина", и конечно же "Новые амазонки". Также в кассетном фонде есть все исторические ленты от Эйзенштейна и Бондарчука до сегодняшних дней. А скоро еще будет певица Далида, Леонтьев, в течение следующей пятилетки появятся кассеты рок-групп "Арсенал", "Автограф", записи Б. Окуджавы, Ю. Кима, А. Розенбаума. Возможно, к началу 90-х в планах "Видеофильма" будет значиться и "Машина времени", и видеоэквивалент журнала "Бурда", однако планы развития видеопроката тормозятся дефицитом видеокассет (наша видеопленка по планам Минхимпрома начнет производиться только в 1995 году) и дороговизной видеомагнитофонов..." 

Что ж, реальность опрокинула все самые смелые замыслы. Какая там к чертовой бабушке "следующая пятилетка"?! Уже через год в городах открылись тысячи видеотек. 


Видеосалон в Пярну

Они работали буквально везде: в школах, в спортивных секциях, в ЖЭКах, в старых трамвайных вагонах, в салонах списанных автобусов, а кое-где встречались даже передвижные видеосалоны, оборудованные прямо в фуре какого-нибудь дальнобойщика. Установились и единые цены на просмотр: 10 копеек за мультики, 50 копеек за голливудский или индийский боевик, полтора рубля за эротику типа "Греческой смоковницы". Однако эра видеосалонов не протянула и пятилетки, как только видеомагнитофоны стали доступны всем желающим, салоны исчезли сами собой.


Вскоре на смену наивной кооперативной эпохе пришел жесткий рынок

"Историческая правда"
06:01 14/02/2017
загружаются комментарии