В Вишове открылся музей о жертвах сталинских репрессий

Местная молодежь в музей пока не ходила, а вопрос о жертвах репрессий воспринимает как провокацию.
В Вишове открылся музей о жертвах сталинских репрессий
Экспозицию о земляках-жертвах сталинских репрессий, посвященная становлению советской власти и коллективизации в деревнях, которые сейчас образуют Вишовский сельсовет, создали в музее белыничского СПК «Родина», сообщает «Белорусский партизан».           

В ней представлены имена 62 сельчан, которые стали жертвами сталинских репрессий. Здесь же - обложки личных дел, заведенных НКВД на некоторых из репрессированных, а также справки о реабилитации и фотографии из ГУЛАГа.


Одна из создателей музея Светлана Отрощенко говорит, что экспозиция о коллективизации отражает историю того периода, которая, как она отмечает, полнится не только одними лозунгами.

«Мы стремились всесторонне отразить события того времени. В те времена был лозунг: «Иди товарищ к нам в колхоз». В колхоз пришел, где-то не то слово сказал, а в 1937 году за любые лозунги против советской власти репрессировали... Вы сами посмотрите: все личные дела - как правило по 72 статье. А это - антисоветская агитация. Это страшная история. Тогда вывозили семьями», - рассказывает создатель музея.

Возле стенда о репрессиях посетители останавливаются и долго всматриваются в список репрессированных, говорит Светлана Отрощенко. Она отмечает, что немного здешних знает о временах коллективизации и ее жертвах:

«Люди приходят и ищут знакомые фамилии по деревням. Уже даже приходят не внуки, а правнуки. Здесь есть несколько человек, которые знают свою историю, могут рассказать о прадедах».

В том же музейном зале со стендами о становлении советской власти в углу сведения о местной православной Петропавловской церкви. Ее разрушили во времена разгула сталинских репрессий. То, что осталось от святилища, теперь можно увидеть на окраине Вишова. В разрушенном храме - крест и иконы. К церкви ведет тропинка в густой траве. Некоторые из сельчан говорят, что ходят на службу в эту разрушенную церковь.

«Моя бабушка была «кулачка», и чтобы не оказаться в ряду репрессированных, ей пришлось отказаться от хутора и отдать все в колхоз. Время тогда было такое, - объясняет местный житель пенсионного возраста. - Тогда была диктатура, а без нее не может быть порядка». На замечание, что диктатура унесла миллионы жизней собеседник реагирует: «Но ведь и миллионы сохранила. И страну сохранила. Империю сохранила. Но те, кто пострадал от репрессий, совсем другого мнения».

Еще один собеседник сразу заявил:

«Если так теперь разобраться, то я «кулак». И в те времена тоже был «кулак», который работал сутками, а потом его репрессировали. Моих дедов раскулачили. Отправили в Сибирь и оттуда они не вернулись. Если бы тогда не раскулачивали людей о сейчас мы бы жили намного лучше. Тут везде были одни хутора. А теперь пройди вдоль речки - повсюду растет бурьян. А тогда люди все возделывали. Тогда сутками работали».

Те времена забывать нельзя, убежден житель Вишова, дом которого находится в ста метрах от разрушенной Петропавловской церкви.

«Тогда нужно было, чтобы люди работали бесплатно. Была разнарядка, что вот в такой деревне надо забрать двадцать человек и все. И никто ни на что не обращал внимания», - говорит он.

По мнению собеседника, насилия сталинизма в Беларуси повториться не может. «Все уже научены той судьбой», - убежден он.

Деревенская молодежь вопрос о временах сталинского террора воспринимала как провокацию. Некоторые признавались, что не знают о них ничего. Что-то, говорили молодые жители Вишова, помним из школьной программы, но упомянуть, что именно, отказывались. На вопрос: были ли в музее и видели ли там экспозицию посвященную сталинскому террору - реагировали кратко: «Сходим, посмотрим».

Музей открыли чуть больше недели назад. По словам Светланы Отрощенко, он сразу стал популярным у сельчан. Его посещают не только те, кто остался жить в деревнях, но и их родственники, которые уехали в другие места. В музее рассчитывают, что его экспозиции будут пополняться и документами, переданными сельчанами. Этот процесс, говорит Светлана Отрощенко, уже начался. Много фотографий пока остаются без пояснительных надписей, так как нет сведений о людях, которые на них.
"Историческая правда"
20:54 21/07/2014
загружаются комментарии