Волжские авианосцы

Почти 100 лет назад Красная Армия применила против белых смертоносную «новинку сезона»
Волжские авианосцы
Зима 1918 года началась для молодой Советской Республики очень тяжело. Именно в тот год Ленин произнес свою знаменитую фразу: «Отечество в опасности!» и призвал воевать по-новому. На Волге шли ожесточенные бои. Именно здесь и решено было использовать самую современную технику – авианосцы.

Авиаразведка и «кинжальная» батарея

В Волжскую военную флотилию были собраны самые разномастные корабли. Нашлось тут место и баржам, и катерам, и пароходам, и нефтеналивным судам. Но театр боевых действий, что и понятно, постоянно менялся. Нужна была эффективная разведка и возможность наносить дальние бомбовые удары. Задачу эту возложили на авиацию: флотилию оснастили воздушным дивизионом - тремя истребителями «Ньюпор-17» на колесных шасси и шестью гидросамолетами «М-9». Но как, а главное где их обслуживать? Тогда Реввоенсовет издал приказ, согласно которому воздушному дивизиону предписывалось базироваться на одном из кораблей флотилии. И лучше всего для этих целей подходила нефтеналивная баржа «Коммуна», которую сормовские рабочие переоборудовали по последнему слову тогдашней техники. Смонтировав на палубе специальные краны, которыми предполагалось поднимать и опускать на воду самолеты. Первому советскому авианосцу выделили буксир «Кольцов». А на пароходе «Герцен» нашлось место для штаба и личного состава дивизиона, разместившегося в жилых помещениях судна.


Самолет "Ньюпор"

По весне воздушному дивизиону в полном составе было предписано покинуть причалы Нижнего Новгорода и направиться в район Чистополя. Именно там волжская военная флотилия увязла в тяжелых боях с армией Колчака.

Еще задолго до подхода дивизиона к месту предполагаемой дислокации Кама и Волга стали для боевых самолетов театром военных действий. Но одной только разведкой и бомбовыми ударами дело не ограничивалось. Командование дивизиона ждала неприятная новость: красные летчики очень быстро столкнулись в небе над Волгой и Камой с коллегами из колчаковской армии. Причем, летали белые на более новых и быстроходных английских «Дехэвиллэнд-4», имевщих к тому же куда более серьезное и грозное вооружение, чем у самолетов воздушного дивизиона.

Кроме того, колчаковцами была размещена и надежно замаскирована в одном из глубоких оврагов рядом с берегом Волги в районе Царицына (ныне Волгоград) «кинжальная» артиллерийская батарея, фактически перекрывавшая судоходство по реке. С помощью воздушной разведки орудия белых обнаружить было почти невозможно: как только самолеты дивизиона появлялись неподалеку, огонь тут же прекращался.

Однажды летчики решили испытать нервы белогвардейских артиллеристов и прочесать берег на малой высоте. Летчик вылетевшего на разведку «М-9» уже сделал несколько заходов, после чего опустился на предельно низкую высоту. И колчаковцы, что называется, сорвались: открыли шквальный огонь по разведчику и тем самым раскрыли свое место расположения. С большим трудом израненный летчик дотянул на искореженном от артиллерийских снарядов самолете до базы. Но приказ был выполнен, и «кинжальную» тут же накрыли огнем наши плавучие батареи.


Советский гидросамолет 

«Смерть» явилась к шапочному разбору

Неоднократно убедившись в эффективности использования авианосцев, Реввоенсовет санкционировал увеличение их числа. Вторым авианосцем стала «Свобода», на которой демонтировали переднюю мачту, не стало и нефтеналивных труб. Был также осуществлен монтаж двух поворотных кранов по каждому борту. На ней разместились шесть самолетов, защищались которые пулеметами и двумя 37-миллиметровыми зенитными орудиями, установленными рядом со штурвальной рубкой.

Следующей переоборудовали баржу «Посейдон», на которой самолеты поднимали на борт и опускали на воду уже другим способом. С палубы каждый раз направляли к воде деревянный спуск – по нему-то и транспортировали туда-сюда аэропланы. Причем, для облегчения этой операции в трюмы транспорта закачивали воду, судно оседало почти к самой воде, после чего осуществляли непосредственно спуск или подъем.

Единственной проблемой для самолетов, размещенных на открытой палубе авианосца (не считая, конечно вражеской авиации), было то, что под влиянием ветров, дождей и морозов самолеты, сделанные из дерева и полотна, постепенно изнашивались. Поэтому было принято решение при переоборудовании следующего судна в авианосец учесть этот недостаток. Для этой цели выбрали баржу «Смерть», длина которой составляла более 150-ти метров, а ширина – почти 24. С верхней палубы этого гигантского судна убрали все надстройки: мачты, кнехты, трубы. Переоборудование завершили постройкой двух деревянных ангаров, где должны были разместиться летающие лодки «М-9» в количестве десяти штук. Спуск и подъем самолетов осуществлялся проверенным способом посредством деревянного уклона к воде. Правда, к театру боевых действий «Смерти» довелось прибыть лишь к шапочному разбору, когда бои практически отгремели.

 Уникальное подразделение, которым был Волжский воздушный дивизион, оказалось, по сути, первым в мире. Ни в одной стране мира ничего подобного (тем более, в речном варианте) на тот момент не существовало. Не зря, видимо, говорят: голь на выдумку хитра. Однако, созданный этой талантливой «голью» речной и морской флот страны Советов шагнул с тех пор далеко вперед, превратившись, наряду с армией, в одного из надежнейших союзников России.


Спуск гидросамолёта на воду с баржи «Коммуна», 1918 год
Виталий Карюков ("Свободная Пресса")
02:00 10/10/2014
загружаются комментарии