«Кладбищенская» церковь

«Историческая правда» продолжает рассматривать историю православных храмов Кобринщины. На очереди Свято-Покровская церковь села Ходыничи.
«Кладбищенская» церковь
istpravda.ru/bel
Первое упоминание о селении Ходыничи относится к 1567 году. Тогда деревня принадлежала князьям Кульневичам. Некий ходыничский помещик в 1655 году завещал всю свою собственность (помещения, земли) монахам православного Лепесовского монастыря. 

А в 1667 году некто Табольский с отрядом напал на монахов. Они сопротивлялись и ранили его. Там же Табольский и скончался. Родственники нападавшего нашли смелости подать на монахов в суд (все как сегодня – авт.). В итоге, монахов оправдали, и с 1679 года по 1691 год Ходыничи были во владении Лепесовского монастыря. Монастырь получал доход от возделывания земли. Монахи держали волов, лошадей, коров. А с 1691 года Лепесовский монастырь и все его владения были заняты униатами.

Из письменных источников известно, что в 1746 году возле местных кладбищ была построена небольшая униатская церковь. Есть упоминание о православном храме села Ходыничи в 1897 году. Тогда здесь было 40 домов и почти триста жителей. Кроме этого в округе были «осады»: Ходыничи-Шевчука, Ходыничи-Матеюка, Ходыничи-Марьяновичей.

Кстати, Марьяновичи – это два неженатых брата-помещика. На их деньги был построен православный храм, который почти сто лет носил название Святого Покрова. В своем завещании братья пожелали быть похоронеными в Ходыничах,  но вечный покой нашли на кладбище возле Свято-Никольского храма в селе Верхолеcье.

Ещё живы свидетели, которые помнят ту церковь. Была она деревянной, сделана без единого металлического гвоздя. Дерево было смолистое, обработанное с обеих сторон топором. Брёвна близко без щелей соприкасались друг с другом, образуя гладкую поверхность.

И снаружи и изнутри поверхность казалась красно-янтарной. Таким же был и пол. Хоры были на двух столбах. Туда вела такая же «янтарная» лестница. Церковь была однокупольная, деревянной обшивки и с деревянным крестом. Крыша из гонты (или дранки). Фундамент был высоким, сделанным из местного камня. Вход в храм был с западной стороны. В память о старом храме были оставлены иконы и два мраморных ангелочка. Размером около метра каждый. И венчали ангелочки деревянный, красивый иконостас.

В Первую Мировую службы в храме не проводились. Но церковь не грабилась. Возможно, уезжая в беженство, священнослужители спрятали наиболее ценную церковную утварь. «За польским часам» служба велась до 1939 года. После Второй Мировой войны в кладбищенской церкви отпевали покойников. И только два раза в году: весной на Миколу и осенью на Покрова в Свято Покровском храме была служба и большое стечение народа.

В церкви особо почитался образ «Матери Божьей Одигитрии». В центре храма висело красивое многоярусное паникадило. Из золотой чаши прихожане причащались. Больше всего было икон, писаных на деревянной доске. Где-то в 1961 году в храм приехала комиссия из Минска. Они высоко оценили церковную утварь и… многое прихватили с собой. А через год церковь закрыли, мотивируя тем, что «мол, крыша прохудилась». Прихожане отправились в местный колхоз имени Чкалова. Тогдашний председатель отказался помочь отремонтировать крышу Свято Покровского храма.

Так храм с протекающей крышей простоял больше десяти лет, пока некий пьяница (по фамилии Гришин) сотоварищи не разобрали церковь. Доподлинно неизвестно куда подевались иконы и другие храмовые принадлежности. Их нет в соседней, Верхолесской церкви, к которой была приписана кладбищенская. 

Брёвна из столетнего храма были такие красивые, что местный столяр сделал из них окна во многие из деревенских домов. А остальные части церкви так и сгинули на колхозном мехдворе. Куда подевались мраморные ангелы – неизвестно.

Лишь 15 лет тому назад усилиями священника из села Верхолесье и местных прихожан на месте разобранного храма была поставлна капличка. Сегодня в ней отпевают усопших.

00:38 30/12/2017
Автор Ніна Марчук, краязнаўца
загружаются комментарии