Жертва «брежневского застоя»

«Историческая правда» продолжает исследовать историю утраченных православных храмов Кобринщины. На очереди храм деревни Стригово.
Жертва «брежневского застоя»
istpravda.ru/bel
Впервые в письменных источниках имение Стригово Кобринского района упоминается в 1513 году, а тамошняя православная церковь впервые появляется в источниках в 1808 году. Храм освятили в честь святого преподобного Симеона Столпника.

Деревянная церковь была на высоком фундаменте, рядом с бойкой дорогой на Кобрин, двукупольная, с золочеными крестами, и со звонницей. Крыша была двускатная, из жести, которую часто перекрашивали кипяченым льняным маслом, чтобы меньше ржавела. Внутри церковь была покрашена голубой краской.

Прицерковная территория (централь) была огорожена красивыми белыми кирпичными столбами и деревянными пролетами. Стояли скамейки под высокими столетними деревьями. Летом здесь было много цветов.

Сегодняшние старожилы вспоминают, что интерьер церкви украшали иконы, принадлежавшие кисти местного художника-богомаза Харитона Мизюка. Самая большая и старинная из них – Лик «Симеона Столпника». Не менее интересны: «Святитель Николай», «Матерь Божья с Младенцем», «Покрова Богородицы», «Усечение главы святого Иоанна Крестителя», «Тайная вечеря». Находилась здесь и издание Евангелия 1780 года в металлической оправе.



Очень интересна история паникадила (большой подвесной люстры). Его приобрели белорусские гатарбайтеры, ездившие за «польским часом» на заработки в США. На церковной территории возле храма (так называемой централи) было похоронено не одно поколение местных стриговских священников – кто под каменным изваянием, кто под простым холмиком. Много местных не вернулось из беженства (1915-1918 гг.). В память о пропавших в вихре Первой Мировой и польско-большевистской войн поставили небольшие памятники, с именами. Ставили их на той же централи.

Польские власти не препятствовали службе в стриговском православном храме. Наоборот, свидетели того времени говорят как польские учителя водили на молебен учащихся школы. А каждый понедельник в школу приходил православный священник и проводил урок Закона Божия.

Не тронули церковь ни наполеоновские солдаты, ни немцы в Первую Мировую, ни нацисты и партизаны в Великую Отечественную войну. Впрочем, еще в 1915-16 годах немецкие солдаты сняли со звонницы колокола и отправили их в Германию.

Беда случилась даже не в «хрущевскую оттепель», а во времена «брежневского застоя». Летом 1962 года в Стригово, к Свято-Симеоновскому храму, приехали пятеро представителей Кобринского райисполкома во главе с неким Бурячковым. Пригласили местное руководство во главе с председателем сельсовета Галиной Исааковной Засновой, сбили замки с церкви и, подогнав колхозную машину, начали грузить иконы, утварь, книги... Всё отвезли в соседнюю Тевельскую церковь.

Еще в начале осени 1962 года местные власти распорядились в храме сделать школьный спортзал. А в октябре 1975 года в храм поселили солдат, приехавших помогать колхозу в уборке свеклы. А поздней осенью случился пожар. Говорят, солдаты так раскалили печку в храме, что загорелся чердак. И было это днем 7 ноября 1975 года. Приехали пожарные, но храм не спасли.

А через какой-то десяток лет местный колхоз на месте сгоревшей церкви построил здание конторы, клуб, почту и новый спортзал – как раз над алтарем.



Люди и теперь и тогда выражали недовольство тем, что постройка велась на месте храма и старых захоронений. Правда, останки семьи последнего захороненного там священника забрали родственники из Кобрина. Кости захороненных трёх советских летчиков, сбитых осенью 1944 года, перенесли в братскую могилу. Надмогильные камни с централи перенесли на кладбище. 

В двухтысячные годы местный колхоз в какой-то сотне метров от сгоревшего храма начал возводить небольшую церковь. Когда в 2003 году освятили новую Свято-Владимирскую церковь, из Тевлей забрали десяток икон, книги, плащаницу, но подаренное храму паникадило так и осталось в Тевельском храме. 

Местные стали возвращать в храм лампадки, чашу, иконы и иконки, книги. Правда, неизвестно куда девалось Евангелие в металлической оправе. Поди разбери сейчас что было и у кого. Описи тогда никто не делал. Забирали всё по принуждению, отдавали по совести...

00:31 27/12/2017
Автор Ніна Марчук, краязнаўца
загружаются комментарии