От «ЧК» к погранохране. Часть 2

Очередной этап реформирования специальных войск начался 1 сентября 1920 г. с принятием Постановления СТО, во исполнение которого караульная охрана, войска обороны железных дорог прифронтовой полосы (железнодорожной обороны) и транспортная (железнодорожная и водная) милиция были объединены с войсками ВОХР в войска внутренней службы (ВНУС).
От «ЧК» к погранохране. Часть 2
istpravda.ru/bel
Высшим органом управления войсками по-прежнему был штаб войск, однако командующий войсками ВНУС, которым с 1 сентября 1920 г. по 19 января 1921 г. был член коллегии ВЧК и заместитель председателя Комитета обороны Москвы В.С. Корнев, теперь находился в одновременном подчинении и Наркома внутренних дел и Главкома Вооруженных сил. Была изменена и система управления войсками: сектора, территориально совпадавшие с округами, были упразднены; в каждом округе была введена должность командующего войсками ВНУС округа, а при командующих фронтами и армиями РККА были введены должности командующих войсками ВНУС. 

Однако совместным приказом РВСР и НКВД от 1 ноября 1920 г., должности командующих войсками ВНУС округа были упразднены, а их функциональные обязанности были переданы окружным военкомам – командующим войсками округов. 

Одновременно части ВНУС организационно были переформированы в полки, бригады и дивизии и к концу 1920 г. в своем составе войска ВНУС имели 363 воинские формирования, дислоцировавшиеся в девяти военных округах, на трех фронтах, на 17 железных дорогах и в двух водных областях. Все воинские формирования были сведены в 14 дивизий и 18 бригад общей численностью 360 000 человек. 

Еще весной и летом 1920 г. на базе особых отделов приграничных губернских ЧК и некоторых армий начали создаваться Особые отделы ВЧК по охране границ, обязанности которых были определены Инструкцией об охране государственной границы, утвержденной 17 июля 1920 г. заместителем Председателя ВЧК В.Р.Менжинским: «На границах РСФСР с государствами, с правительствами коих заключен мир, учреждается институт пограничных органов Особого отдела ВЧК, на обязанности коих лежит осуществление политического контроля за переходом границ лицами, следующими в РСФСР и из нее, а также наблюдение за охраной самой границы». 

Однако для выполнения этой задачи «пограничным органам Особого отдела ВЧК» были необходимы войсковые силы и руководство ВЧК обратилось в РВСР и РВС фронтов с просьбой выделять им в помощь для охраны границы специальные войсковые части. Однако, как и по отношению к Наркомторгпрому, такая помощь оказывалась чрезвычайно редко. 

Вместе с тем фактическое превращение западной границы Советской России в линию фронта борьбы с «бандформированиями», совершавшими постоянные набеги и дестабилизировавшими обстановку в приграничных районах, вызывало необходимость усиления охраны границы и поиска адекватных обстановке средств и способов защиты пограничных интересов. Поскольку численность этих «банд» составляла в среднем 100-200 человек, иногда достигая 1000 человек, то наиболее эффективным средством борьбы с ними считались подготовленные войсковые части. Однако вследствие того, что охрана границы в тот период имела как политическое, так и военное значение, вопрос о принадлежности и подчиненности войск, выделяемых для охраны границы, стал предметом серьезных разногласий между ВЧК и Наркомвоенделом, которое ввиду сложного экономического положения подвергалось значительному сокращению. 

Для разрешения проблемы 24 ноября 1920 г. под председательством В.И.Ленина состоялось заседание СТО, на котором, в ходе обсуждения вопроса о реорганизации системы охраны границы, пришли к выводу, что охраняющие границу, в том числе и советско-польский ее участок, полевые части РККА не имеют опыта борьбы со шпионами, диверсантами и контрабандистами, а эта борьба и в целом надежная охрана границы невозможны без организации и проведения агентурно-оперативных мероприятий. 

Необходимым же оперативным аппаратом для борьбы со шпионами, диверсантами, бандами, контрабандистами и другими враждебными элементами, действовавшими на границах, располагали только органы ЧК. В этой связи СТО решил передать охрану государственной границы в ведение ВЧК:

«В отмену постановления Совтрудобороны от 14 июля 1920 г. впредь устанавливается нижеследующая организация по охране границ РСФСР:

1. Охрана всех границ РСФСР возлагается на Особый отдел ВЧК по охране границ. 

2. Главной задачей, указанной в п. 1, охраны является: непропуск через границу политическо-военной контрабанды; кроме того, пограничная охрана обязана следить за непропуском экономической контрабанды по всей границе, за исключением тех мест, где имеются установленные на этот предмет таможенные рогатки Наркомвнешторга».


Таким образом, постановлением СТО от 24 ноября 1920 г. вся ответственность за охрану границ Советской республики была возложена на Особый отдел (ОО) ВЧК по охране границ, начальником которого был заместитель председателя ВЧК В.Р. Менжинский, а войсковое обеспечение охраны границ было возложено на те части войск ВНУС, которые находились в оперативном подчинении ВЧК.

Также в постановлении было определено, что хотя в ведении Наркомвнешторга и остается таможенный надзор за экспортом, импортом и провозом багажа пассажиров через границу, однако ОО ВЧК по охране границы осуществляет организацию борьбы с экономической контрабандой там, где нет таможен Наркомвнешторга.  Таким образом, ОО ВЧК стал во главе всей системы охраны границы, но главное его внимание было сосредоточено на закордонной работе, принятии мер по недопущению проникновения в республику иностранных разведчиков и диверсантов, борьбе с контрабандой. Для руководства этой деятельностью в ОО ВЧК было создано пограничное отделение.

В постановлении также указывалось, что «Особый отдел по охране границ осуществляет возложенную на него охрану посредством выставляемых на пограничной полосе заградительных постов», объединенные в пограничные участки, при которых находились воинские части, выполнявшие оперативные задания органов ВЧК.

Фактически каждому особому отделу границы придавался штаб дивизии, бригады или полка ВНУС, чей командир в оперативном отношении выполнял все требования начальника особого отдела по охране границы, а по всем остальным вопросам подчинялся непосредственно командующему войсками ВНУС. Необходимое количество личного состава для застав, караулов и постов пограничной охраны также выделялось командующим ВНУС. Этот личный состав переходил в полное оперативное подчинение особых органов по охране границ и через своих командиров получал оперативные задания ОО ВЧК и его органов на местах. 

Также начальникам особых отделов и уполномоченным ими лицам предоставлялось право непосредственной проверки несения службы подразделениями войск ВНУС.

Таким образом, руководство охраной границы начальником ОО охраны границы  осуществлялось через особые отделы участков и районов, а управление войсками ВНУС – через начальника войск ВНУС соответствующей границы и его штаб. 

30 ноября 1920 г. Наркомом внешторга и начальником ОО ВЧК был издан совместный приказ об изменениях в организации охраны границы – о передаче всех войск, осуществлявших охрану границ, в ведение ВНУС. Этот приказ и Постановление СТО от 24 ноября были объявлены для руководства и исполнения частям ВНУС, выделенным для охраны границ, приказом командующего войсками ВНУС от 29 декабря 1920 г. № 339 с. 

Численность войск для пограничной охраны определялась взаимным соглашением ОО ВЧК по охране границ, таможенного управления Наркомвнешторга и командующего войсками ВНУС, причем войска военного ведомства, состоявшие на обслуживании пограничного надзора Наркомвнешторга, передавались в распоряжение командующего войсками ВНУС. Постановление предусматривало, что «военное ведомство при разработке дислокации своих войск обязуется учитывать интересы Особого отдела по охране границ и Наркомвнешторга».

Таким образом, оперативные и войсковые функции охраны границ по-прежнему оставались разделенными между двумя силовыми ведомствами, а в ведении созданного в июле 1920 г. Центрального управления пограничного надзора Наркомвнешторга остался только таможенный надзор за экспортом, импортом и провозом багажа пассажиров через границу, который регламентировался утвержденным 29 апреля 1920 г. заместителем Наркома внешторга «Порядком пропуска следующих через границу лиц и досмотра принадлежащих им вещей», и перечнем льгот, предоставленных разным лицам и учреждениям постановлением СТО от 14 мая 1920 г. о борьбе с контрабандной торговлей и постановлением СНК от 20 июля 1920 г., изданном в дополнение и развитие Декрета СНК от 16 апреля 1920 г. о порядке реквизиции и конфискации.

В своей деятельности по охране границы части войск ВНУС, выделенные для охраны границ, руководствовались Инструкцией, утвержденной командующим войсками ВНУС В.С.Корневым и начальником ОО ВЧК В.Р. Менжинским. 

Органам ВЧК Постановление СТО было объявлено приказом начальника ОО ВЧК В.Р. Менжинского от 4 декабря 1920 г., в котором предписывалось «обосновать и изучить характерные особенности, политическое и территориальное значение пограничной полосы; вверенный пограничный район разбить на пограничные участки, а их, в свою очередь, – на заградительные посты».

Приказом ВЧК от 27 декабря 1920 г. «О реорганизации охраны границ РСФСР» охрана всей границы с Польшей была возложена на Особый отдел Западного фронта, располагавшийся в г. Смоленске, который впоследствии был переименован в Особый отдел охраны польской границы, и пять пограничных особых отделений (особотделений), дислоцировавшихся в Полоцке, Лепеле, Минске, Слуцке и Житковичах. 

Начальником особого отдела Западного фронта, а затем – начальником Особого отдела охраны польской границы, с декабря 1919 г. был белорус, уроженец деревни Масево Пружанского уезда Гродненской губернии, Филипп Демьянович Медведь (1890-1935), который с января  1921 г. одновременно был полномочным представителем ВЧК по Западному краю, а с 13 марта 1924 г. – председателем ГПУ БССР и одновременно полномочным  представителем ОГПУ по Западному краю, который руководил войсками через начальника войск ВНУС Западной (польской) границы, имевшего свой штаб. 

Начальником и одновременно комиссаром войск ВНУС Западной (польской) границы в декабре 1920 г. был назначен также беларус, уроженец Белосточчины, Петр Михайлович Боревич (1890-1921), бывший до этого начальником 17-й Червонного казачества кавалерийской дивизии Западного фронта. Его помощником был назначен Александр Владимирович Френкель (1890-1924), бывший до этого начальником войск ВНУС на Урале. Помощником начальника войск ВНУС Западной границы по политчасти – начальником политсекретариата был назначен Степан Иванович Черницкий, бывший военный комиссар 53-й пограничной дивизии, который до этого, в декабре 1920 г., был начальником и военным комиссаром транспорта интернированных частей РККА в Германии при их возвращении в Советскую Россию.

Несомненно, что передача охраны границы в ведение ВЧК сыграла положительную роль в улучшении ее охраны, т.к. давала возможность ВЧК лучше координировать деятельность своих органов на всей территории страны. Кроме того, т.к. Ф.Э.Дзержинский одновременно являлся Председателем ВЧК и Наркомом внутренних дел, то осуществлялось четкое взаимодействие между особыми органами ВЧК по охране границ и войсками ВНУС, находившимися в ведении НКВД. 

Также Постановление СТО от 24 ноября 1920 г. и Положение, принятое ВЧК, утвердили новую концепцию охраны государственной границы. Если раньше главной задачей охраны границы была защита экономических интересов республики, то теперь главной задачей была защита ее военно-политических интересов. Таким образом, охрана границы стала составной и неотъемлемой частью обеспечения государственной безопасности, т.к. на пограничную охрану возлагалась борьба со шпионажем, участие в ликвидации антисоветских и контрреволюционных выступлений в приграничных районах (на практике это нередко проявлялось в подавлении крестьянских восстаний), пресечение попыток сопредельных государств перебросить на территории советских республик вооруженные формирования белогвардейцев и националистов, недопущение провоза оружия и антисоветской литературы. 

Таким образом, с декабря 1920 г. ОО ВЧК по охране границы осуществлял охрану границы посредством выставления заградительных постов в пограничной полосе, а войсковую охрану границы несли части РККА, находящиеся в подчинении командующего ВНУС. Но по мере международно-правового оформления государственной границы увеличивалась потребность в необходимых для ее охраны воинских частях. 

Поэтому уже к началу 1921 г. стало очевидным, что войск ВНУС, находившихся в распоряжении ВЧК, не хватает для охраны границы. Кроме того, отрицательно сказывалось на надежности охраны границы отсутствие у красноармейцев опыта пограничной службы, а двойное подчинение выделяемых для охраны границ войск – ОО ВЧК и командованию ВНУС не позволяло организовать охрану границы должным образом. Части войск ВНУС, находясь в оперативном подчинении ОО ВЧК, сами непосредственно не несли ответственность за охрану границы, которую нес ОО ВЧК, проявляли мало инициативы при выполнении оперативных заданий по охране границы. Кроме того, двойное подчинение пограничных частей, разделение войсковой и оперативной охраны границы создавали существенные трудности, приводили к распылению сил и средств. 

Типичное положение дел в тот период указывается в рапорте начальника особого отдела охраны границы на имя командующего войсками ВНУС округа от 21 декабря 1920 г.: «Охрана, имеющая на одну версту три штыка, а при трехсменном несении службы фактически на версту приходится один человек, в действительности представляет собой не охрану, а фикцию таковой.. Одиноко стоящие посты, разбросанные на большом друг от друга расстоянии, не имея даже зрительной связи, только подчеркивают перед нарушителями границы свое бессилие. Трудно при таких условиях нести ответственность за охрану границы». 

В трудных условиях находились и сами красноармейцы. Не хватало самого необходимого для жизни и быта. «Вверенный мне взвод располагался неподалеку от местечка Житковичи на Полесье, – вспоминал бывший в то время командиром взвода Житковичского батальона ВНУС Григорий Гордеевич Шевляков. – Жили в землянках по 6-8 человек в лесу на возвышенностях в болотистой местности. В них было сыро и неуютно, дымили самодельные железные печурки. Нары, стол, несколько табуреток – вот и все оборудование нашего жилья. Постельные принадлежности, как правило, отсутствовали. Спали на шинелях, плащах, а то и просто на сене. Землянки освещались керосиновыми лампами, а когда не было керосина – сосновой лучиной, как местные жители. Пищу готовили в котелках или на костре в общем котле».

Сложной была и обстановка на границе. Разведки сопредельных стран все больше усиливали свою деятельность против большевиков. В пограничной полосе активизировались белогвардейские и националистические формирования, а также различные группы уголовных элементов. Не прекращалась и деятельность многочисленных групп контрабандистов, что наносило стране значительный экономический ущерб. Все это требовало дальнейшего совершенствования пограничной службы, новых форм организации и руководства частями. 

В связи с таким сложным состоянием дел, 15 (по другим данным – 16) января 1921 г. Ф.Э. Дзержинский провел совещание по вопросам охраны государственной границы, в котором приняли участие С.С. Каменев, П.П.Лебедев, В.С.Корнев, М.Н.Тухачевский, И.С.Уншлихт, В.В.Пермяков и другие. По результатам этого совещания было принято постановление:

«1. Определить для охраны границ общее число войск в 100 000 человек, в том числе до 1/6 конницы. … 

3. Полевому штабу совместно с Особым отделом ВЧК выработать инструкцию, определяющую принципы охраны границ и счетов пограничных военных сил. …».

Решение совещания было направлено в руководящие инстанции республики и уже 19 января 1921 г. было принято Постановление СТО, во исполнение которого все части и отряды, состоявшие в ведении ВЧК, были сведены в особый вид войск – войска ВЧК, на которые, «кроме лежащих на них обязанностей», возлагалась и обязанность охраны границ республики.

Во исполнение этого постановления, совместным приказом РВСР и НКВД от 24 января 1921 г. № 189/26 «все части и отряды бывших войск ВНУС, несущих службу по заданию Чрезвычайных Комиссий, а также особых отделов ВЧК, и войска по охране границы с их штабами» передавались «в ведение ВЧК с исключением из состава Красной Армии».

Таким образом, в подчинение ВЧК, помимо войск территориального аппарата, транспортных и особых отделов ЧК, были переданы из состава войск ВНУС войска по охране границ, железнодорожная и водная милиция, а в ведении Наркомвнешторга остался только таможенный надзор за экспортом, импортом, провозом багажа. Сами же войска ВНУС были переданы в военное ведомство и к середине 1921 г. были переформированы по штатам РККА, получив общевойсковую нумерацию. Для управления войсками ВНУС в штабе РККА было образовано Управление по внутренней службе, но т.к. сфера применения этих войск все более сужалась, в августе 1921 г. это Управление было упразднено.

Организационное строительство и руководство войсками ВЧК до 11 апреля 1921 г. осуществлял штаб войск ВЧК. Командующим войсками ВЧК был назначен В.С. Корнев, который одновременно был и начальником милиции республики.

Согласно «Основным положениям организации войск ВЧК», утвержденным коллегией ВЧК 21 января 1921 г.: войска ВЧК состояли из батальонов и бригад, подчиненных председателю ВЧК через командующего войсками ВЧК и штаб, состоящий из строевого, оперативного и административного отделов и Управления милиции; командующий управлял войсками через начальников войск ВЧК границ, окраин и их штабы; на войска ВЧК была возложена охрана границ, транспорта, железнодорожных станций и сооружений, выполнение оперативных заданий ВЧК (борьба с бандитизмом, охрана общественного порядка), а также возлагались задачи по обслуживанию местных ЧК, особых отделов войсковых частей РККА и особых отделов по охране границ; войска ВЧК, обслуживающие особые отделы по охране границ, в порядке управления объединялись по каждой границе и подчинялись начальнику особого отдела данной границы. 

Приказом председателя ВЧК от 29 января 1921 г. № 1 Постановление СТО от 19 января 1921 г. и «Основные положения организации войск ВЧК» были объявлены войскам. Этим же приказом в структуре ВЧК было образовано Управление войск ВЧК, начальником которого одновременно являлся начальник войск ВЧК. 

Управление осуществляло руководство войсками ВЧК отдельных границ, ведало вопросами строительства войск, их вооружения и размещения. 

Непосредственное же руководство служебно-боевой деятельностью войск, охранявших границ, осуществлял ОО ВЧК через соответствующие особые отделы охраны границ. В частности, руководство служебно-боевой деятельностью войск ВЧК, охранявших границу с Польшей, осуществлял Особый отдел охраны польской границы во главе с Ф.Д. Медведем.

8 февраля 1921 г. приказом председателя ВЧК было утверждено, одобренное ЦК РКП(б), Положение о политически-административных органах ВЧК. На основании этого положения, при бригадах, дивизиях, начальниках войск ВЧК границ, начальниках войск ВЧК охраны и при командующем войсками ВЧК были созданы политсекретариаты, а в батальонах, эскадронах и других отдельных частях – введены должности военного комиссара или, если командир был коммунист, помощника командира по политической части, а также должности заместителя военного комиссара; в ротах, командах, взводах – должности политического руководителя (политрука). Кроме того, согласно п. 5 приказа по войскам ВЧК от 17 февраля 1921 г. о мероприятиях по усилению боеспособности войск, «в расписание дня войск ВЧК» вводились обязательные «два часа политических занятий».

15 февраля 1921 г. председателем ВЧК Ф.Э. Дзержинским была утверждена «Инструкция частям войск ВЧК по охране границ и взаимоотношению с особыми отделами по охране границ», которая обобщала опыт организации охраны границ и службы войск пограничной охраны, накопленный в предшествующие годы. 

В Инструкции содержались основные организационные принципы службы по охране границ и структура подразделений, непосредственно охранявших границу, а также давалось ее определение: «Государственная граница есть черта, определяющая территорию Республики от соседних государств. Она определяется или естественными рубежами (морями, озерами, реками, горами) или обозначается искусственными знаками (столбами, каналами, земляным валом и т. д.)». 

Также в Инструкции подробно разъяснялся порядок несения сторожевой службы: «Форма охраны границ не может быть установлена раз и навсегда; она определяется в зависимости от степени развития контрабандного промысла в данном месте, количества лиц, переходящих границу, условий местности, степени ее населенности, времени года, суток, состоянии погоды и т.д.»; давалась характеристика различным видам пограничного наряда (часовой, дозор, разъезд, секрет, объезд побережья морей, рек, озер), излагались правила применения оружия. Здесь же были определены обязанности должностных лиц и нарядов по охране границы. В целом же, статьи Инструкции, в которых регламентировались порядок сторожевой службы и правила применения оружия, характеризовались виды пограничного наряда и формулировались его обязанности, в основном воспроизводили положения дореволюционной «Инструкции службы чинов ОКПС» 1912 г. 

Приказом командующего войсками ВЧК Инструкция была объявлена войскам ВЧК и с 1922 г. 15 февраля – день утверждения Инструкции председателем ВЧК Ф.Э.Дзержинским – стал днем войск ВЧК, а затем, до 1958 г. – пограничных войск.

Приказом ВЧК от 25 марта 1921 г. № 61, который был доведен до войск приказом войскам ВЧК от 28 марта 1921 г., вместо должности командующего войсками ВЧК была введена должность начальника войск ВЧК.  Начальником войск ВЧК был назначен уроженец г. Мстиславля Михаил Иосифович Розен (1884-1937). По его инициативе приказом ВЧК от 11 апреля 1921 г. № 91 штаб войск ВЧК был упразднен, путем включения его отделов в состав Управления войск. 

В этой связи должности начальника войск ВЧК и начальника Управления войск ВЧК были разделены. Начальником Управления войск ВЧК приказом войскам ВЧК от 13 апреля 1921 г. № 265/с был назначен С.Г. Шамшев – начальник Главного управления пограничной охраны и инспектор инспекторского отдела штаба войск ВЧК.

Управление войск ВЧК осуществляло руководство войсковыми подразделениями на границах, ведало вопросами строительства войск, их вооружения и размещения. Для решения этих задач в составе Управления войск ВЧК были: секретариат, политический секретариат (ПОСЕКР), строевой, оперативный и инспекторский отдел, отдел пограничной охраны. 

Также по инициативе М.И. Розена при коллегии ВЧК был создан Отряд особого назначения (ОСНАЗ). Впоследствии Отряд ОСНАЗ при коллегии уже ОГПУ Приказом ОГПУ от 17 июня 1924 г. № 253/86 был переформирован в дивизию ОСНАЗ с подчинением ее в строевом отношении главному инспектору войск ОГПУ, а по службе – начальнику спецотдела ОГПУ А.Я.Беленькому. В июне 1926 г. Ф.Э.Дзержинский подписал приказ о полном подчинении дивизии ОСНАЗ Главной инспекции войск ОГПУ.

Во исполнения решения ВЧК от 30 марта 1921 г. и приказа начальника войск ВЧК от 6 апреля 1921 г. № 251/с формировал ОСНАЗ и затем был назначен его начальником уроженец д. Буйково Ельнинского уезда Смоленской губернии Сергей Степанович Филиппов (1884-1946). 13 апреля 1921 г. он был назначен начальником войск ВЧК, однако уже 16 мая 1921 г. был освобожден от этой должности.

С июня 1921 г. начальником войск ВЧК был Порфирий Кузьмич Студеникин (1880-1945). В это время войска ВЧК имели в своем составе 11 пограничных бригад, три отдельные полка, 68 отдельных батальонов, четыре отряда, два авиаотряда, семь кавалерийских эскадронов и четыре отдельные роты. 

10 июля 1921 г. ВЦИК утвердил представленное заместителем Председателя ВЧК И.С. Уншлихтом «Положение об охране границ РСФСР», которое было объявлено войскам ВЧК приказом Председателя ВЧК от 14 июля 1921 г. № 15. Это положение стало основным правовым документом в деятельности войск и оперативных органов ВЧК по охране государственной границы. В нем указывалось, что охрана границ РСФСР возлагается на ОО ВЧК, который осуществляет ее через особые отделы границ (пограничные округа) и пограничные части; граница, для удобства управления ее охраной, разбивается на участки протяженностью в 10-15 верст, на которых учреждаются особые посты. 

В Положении были сформулированы три основные задачи особых отделов границ: 

а) охрана границы в военно-политическом отношении; 

б) воспрепятствование незаконному передвижению через границу людей и грузов; 

в) борьба с бандитизмом в приграничной полосе. 


Для решения этих задач в распоряжение особых отделов выделялись части войск ВЧК. Так же указывалось, что части войск ВЧК могут предоставляться и в распоряжение таможенных учреждений на основании соглашения соответствующего начальника таможни и командира части. Как и в «Инструкции частям войск ВЧК, охраняющим границы РСФСР», в Положении подчеркивалось, что «основным видом» в борьбе с нарушениями границ Советской республики является находящаяся в распоряжении особых отделов и особых отделений ВЧК сеть агентуры, опирающаяся на войска ВЧК, которые «служат ей линией заграждения» и оказывают непосредственную поддержку. Особо выделялось напоминание о возрастании политического значения охраны границы. 

В Положении были определены обязанности начальников войск, охранявших границы, служб конницы, связи и технических войск. Так же указывалось, что задержанные лица, а также конфискованные товары должны были немедленно передаваться войсковыми начальниками ближайшим особым органам – отделам или отделениям.

Согласно Положения, «Войска ВЧК во всех отношениях подчиняются председателю ВЧК, который руководит ими через начальника Управления войск ВЧК», т.е. с принятием Положения должность начальника войск ВЧК упразднялась, т.к. фактически начальником войск ВЧК являлся уже председатель ВЧК, а непосредственным начальником войск ВЧК – начальник Управления войск ВЧК. 

Начальником Управления войск ВЧК был назначен бывший начальник войск ВЧК П.К.Студеникин. Вскоре он предложил сформировать из частей Московского округа отдельную дивизию ВЧК. 

В этот период (точные сведения – на 1 декабря 1921 г.) в составе войск ВЧК находились уже значительные силы: дивизия по охране угольного района Донбасса, семь бригад по охране сухопутных и водных путей сообщения Украины, два отряда ОСНАЗ внутренних войск, пять отдельных полков по девять рот, восемь отдельных батальонов по шесть рот, 12 – по четыре роты, 65 – по три роты, 46 отдельных рот, шесть эскадронов, одна роты государственной охраны, одна инженерная рота и один автобронедивизион. В этой связи председатель ГПУ Ф.Э..Дзержинский отклонил проект П.К. Студеникина, а его самого подверг жесткой критике за непомерно раздутые штаты соединения. В своей записке И.С. Уншлихту, датированной 27 июля 1921 г., Ф.Э.Дзержинский писал, что П.К.Студеникин «слишком большую единицу задумал сформировать, ... не ищет новых форм, ... оперирует жупелом партизанщины ... Нужны небольшие части, согласованные, всех родов оружия, легко подвижные и сплоченные с собой не только дисциплиной, но и подбором и близостью с ЧК... Все внимание должно быть обращено на подбор людей и техники, которая должна заменить количество». Вследствие этого в декабре 1921 г. П.К.Студеникин был освобожден от должности начальника Управления войск ВЧК. 

С 21 декабря 1921 г. по 17 июля 1922 г. начальником Управления войск ВЧК-ГПУ, одновременно – начальником отдела ВЧК-ГПУ по борьбе с бандитизмом был Ференц Владиславович Патаки (1891-1944), который затем, с 12 декабря 1922 г. по февраль 1923 г. был начальником Управления погранохраны ГПУ БССР. 

В целом, Положение об организации войск ВЧК и изданные затем в его развитие приказы войскам ВЧК от 15 июля 1921 № 21 и от 5 августа 1921 г. № 50 подробно регламентировали структуру, состав, функции, порядок комплектования и снабжения войск ВЧК, политико-просветительную работу, права и обязанности начальников. Этими же документами в войсках ВЧК были приняты уставы, наставления и положения РККА, а также общеармейские программы обучения.

Снабжение войск ВЧК всеми видами довольствия было возложено на Наркомвоендел. Однако военное ведомство осуществляло обеспечение войск ВЧК, фактически не ведущих боевых действий, по остаточному принципу. В этой связи по инициативе председателя ВЧК и командующего войсками ВЧК Ф.Э. Дзержинского только в 1921 г. СТО четырежды рассматривал вопрос о снабжении войск ВЧК продовольствием (1 и 13 апреля, 1 июля, 5 августа) и, приняв во внимание особые условия службы войск ВЧК, 18 мая 1921 г. принял постановление, которое было объявлено приказом войскам ВЧК от 14 июля 1921 г.  № 15, о предоставлении всем войскам ВЧК, в том числе и используемым для охраны границы, и их штабам права на пищевое довольствие по усиленной норме.

Однако войска ВЧК остро нуждались в обеспечении и другими материальными средствами. Особенно остро ощущалась нехватка обмундирования. В этой связи Ф.Э..Дзержинский в сентябре 1921 г. обратился в ЦК РКП(б) с предложением улучшить материальное положение частей ВЧК. Также в письме приводились данные о низкой их обеспеченности основными предметами обмундирования. В частности указывалось, что Центральным управлением снабжения РККА удовлетворены потребности войск ВЧК в шинелях – на 10,28 %, гимнастерках – на 5,6 %, шароварах – на 4,56 %, телогрейках – на 4,7 %, обуви – на 54,7 %, ватных шароварах – на 4,2 %. 

«Такое положение вещей в связи с приближающейся зимой, требует предпринятия срочных исключительных мер, направленных к немедленному удовлетворению одной из основных потребностей войск ВЧК – в обмундировании. Проведение этих мероприятий является тем необходимее, если принять во внимание совершенно особые условия службы войск ВЧК и исключительно важное значение выполняемых ими заданий. Непрерывная борьба с бандитизмом, охрана всех границ, выполнение всех заданий по борьбе с контрреволюцией, шпионажем, незаконным использованием транспорта и т.д. создают условия, равные службе в беспрерывной боевой обстановке, требующие усиленных занятий и энергии».

Впоследствии для улучшения снабжения войск ГПУ, приказом РВСР от 10 ноября 1923 г. № 2677 в штат Главного хозяйственного управления Красной Армии была введена должность помощника начальника управления по довольствию войск ГПУ. 

Руководство служебно-боевой деятельностью войск ВЧК, охранявших границу с Польшей, приказом по войскам ВЧК от 5 февраля 1921 г. была передана в ведение ОО ВЧК Западного фронта. Согласно существовавшему в тот период положению, командование военных приграничных округов РККА выделяло в распоряжение особых отделов ВЧК некоторое количество частей, которое, по их мнению, было достаточно для надежной охраны границы. 

Часть выделенных частей несла службу по линии границы, часть располагалась в ближайшем тылу в качестве резерва, готовая в любую минуту оказать поддержку войскам, охранявшим передовые рубежи. Порядок их использования регламентировался «Положением о взаимоотношениях частей Красной Армии с войсками ВЧК, несущими службу по охране границ РСФСР», утвержденном 19 июня 1921 г., в котором, в частности, говорилось: «...при возможности попыток со стороны соседних государств перебросить через границы на территорию республики вооруженные группы бандитов и шпионов, коим одни части войск ВЧК, несущих службу по охране границ, противостоять не могут, расположенные в пограничных районах полевые войска обязаны оказывать войскам ВЧК всемерное содействие в борьбе с упомянутыми бандами».

Однако это положение регламентировало взаимоотношения частей РККА с органами и войсками ВЧК в мирное время. Также существовало и положение, регламентировавшее взаимоотношения частей РККА с органами и войсками ВЧК в военное время. Но обстановка на советско-польской границе в этот период не соответствовала ни мирному времени, ни военному. Как указывалось в отчете оперативного управления штаба РККА за 1921 г., «положение в отношении охраны западной границы не возможно подвести ни под одно из положений военного или мирного времени, так как нет ни военного положения, но в равной степени не было и нет нормальных условий для несения пограничной службы». 

Этот период после окончания польско-большевистской войны был периодом напряженной борьбы с прорывавшимися из-за границы многочисленными военными отрядами Б.В.Савинкова, С.Н. Булак-Балаховича, Перемыкина и других лидеров эмиграции, насчитывавших от нескольких десятков до нескольких сот человек. Общая же численность, действовавших в это время в пограничных районах, около 50 крупных внутренних и зарубежных отрядов составляла около 13 000 человек. Они нападали на населенные пункты, небольшие воинские гарнизоны, убивали партийно-советский актив и мирных жителей. 

Один из самых крупных таких отрядов во главе с Галаком действовал в Чериковском уезде. Второй, во главе с Котовым, действовал настольно дерзко, что среди бела дня захватил и разграбил, а затем сжег местечко Краснополье. Объединенный отряд Гулевича и Марцелло, насчитывавший более 200 человек, только во время нападения на Любань убил и ранил около 100 мирных жителей. Другой отряд напал на почтовый поезд между ж.д. станциями Оболь и Горяны и пустил его под откос, а затем зверски уничтожил 15 коммунистов, сопровождавших поезд. Всего же только за сентябрь-октябрь 1921 г. части пограничной охраны белорусского участка польско-большевистской границы имели десять боестолкновений и 14 вооруженных стычек с такими отрядами. 

Эти отряды пользовались материальной и финансовой поддержкой Франции, Польши и других стран, были хорошо вооружены, экипированы и обучены. Пограничные же части войск ВЧК не имели ни сил, ни средств для того, чтобы полностью предотвратить их прорывы на территорию БССР. И даже привлечение для борьбы с так называемым «политическим бандитизмом» частей РККА, не связанных с охраной границы, дало лишь незначительные положительные результаты, хотя уже июне 1921 г. руководство ВЧК отмечало, что организация охраны границы улучшается параллельно с организацией и формированием войсковых объединений, осуществляющих ее охрану, поэтому если на некоторых участках границы «еще возможен беспрепятственный прорыв банд», то это только потому, что пограничных частей, охраняющих границу, еще недостаточно.  

Однако привлечение полевых частей РККА для оказания помощи войскам ВЧК в борьбе с подобными формированиями на границе были лишь полумерами. Складывающаяся на границе обстановка настоятельно требовала объединения частей РККА и органов и войск ВЧК, охранявших границу, в единое целое. В этой связи 25 августа 1921 г. руководство РВСР обратилось с письмом к руководству ВЧК с предложением урегулировать взаимоотношения погранохраны и полевых войск РККА. В письме отмечалось, что пограничная полоса стала ареной контрреволюционных выступлений, руководимыми из-за рубежа, однако никакие особые военные действия против соседей не ведутся и не могут вестись, поэтому приоритет должен быть отдан борьбе с «бандами»: «Борьба с бандами полевыми вообще, а равно и с проходящими, должна вестись полевым методом с единым командованием вообще для всех частей, ведущих борьбу с антибольшевистскими отрядами, следовательно, и частей погранохраны, которым по территориальному положению приходится вступать в борьбу в первую очередь. 

Вот эта непредусмотренная обстановка в приграничной полосе утвердила положение и создала необходимость вырешить вопрос, каким порядком можно объединить работу по борьбе с бандами в момент их проникновения на нашу территорию». 

В этой связи, РВСР предложил передать все части войск ВЧК охраны границы в оперативное подчинение полевому командованию РККА, поскольку, как отмечалось еще 20 августа в телеграмме руководству ВЧК, при складывающейся на западной границе обстановке недопустимо никакое двоевластие.

Учитывая это, а также и то, что небольшие пограничные гарнизоны не имели возможности успешно вести вооруженную борьбу с многочисленными бандформированиями, действовавшими в приграничной полосе, 18 сентября 1921 г. на заседании комиссии РВСР по вопросу о сокращении армии, поступило предложение упразднить войска пограничной охраны, как особый вид войск ВЧК, выделив в распоряжение командования, по согласованию с ВЧК, для несения пограничной службы полевые части РККА, которые поступали бы в оперативное подчинение ВЧК.

21 октября 1921 г. СТО утвердил это предложение, приняв постановление о расформировании частей пограничной охраны войск ВЧК и выделении для охраны государственной границы полевых частей РККА.

Также для выработки мероприятий по борьбе с вооруженными отрядами в приграничных районах, еще 12 января 1921 г. по решению ЦК РКП (б) была создана Центральная междуведомственная комиссия по борьбе с бандитизмом в составе Ф.Э.Дзержинского, С.С. Каменева, С.С. Данилова и Ф.А..Артёма. Первое заседание комиссии состоялось 27 января 1921 г. На нем было принято решение создать единый штаб по руководству борьбой с бандитизмом, выработать соответствующую инструкцию, наладить связь с частями.

Во исполнение решений Центральной междуведомственной комиссии по борьбе с бандитизмом, в Беларуси с 4 февраля 1921 г. стали создаваться Военные советы в состав которых вошли представители командования частей РККА, ЧК и губисполкомов, а также губернские и уездные комиссии по борьбе с бандитизмом, а для согласования партийно-политической работы военных и гражданских учреждений, ведущих борьбу с бандитизмом на территории республики, приказом армиям Западного фронта от 18 июля 1921 г. № 1400 при РВС Минского района была учреждена должность уполномоченного политуправления Западного фронта.

С преобразованием  Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 г. ВЧК в ГПУ при НВКД РСФСР, борьба с бандитизмом была возложена на него. Специальным Положением от 13 февраля 1922 г., утвержденым заместителем председателя РВСР Э.М. Склянским, Главкомом С.С..Каменевым и заместителем председателя ГПУ И.С. Уншлихтом, объявленным совместным приказом РВСР и ГПУ от 13 февраля 1922 г. № 456/77, определялись порядок привлечения ГПУ и полевых частей РККА для борьбы с бандитизмом и взаимоотношения военного командования с органами ГПУ при совместном выполнении такой задачи. Впоследствии Декретом ВЦИК от 16 октября 1922 г. в целях скорейшего искоренения бандитских налетов и вооруженных ограблений ГПУ было предоставлено право внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношении бандитов, взятых с поличным на месте преступления.

Продолжение следует
00:39 08/12/2017
Автор Леонид Спаткай, историк, действительный член Всероссийского геральдического общества
загружаются комментарии