Между Востоком и Западом. Петербургско-Варшавская железная дорога. Часть 1

15 (27) февраля 1851 года было принято решение о строительстве железно­дорожной линии Петербург-Варшава.
Между Востоком и Западом. Петербургско-Варшавская железная дорога. Часть 1
istpravda.ru/bel
В марте 1852 года был подписан циркуляр «О сооружении С.-Петербурго-Варшавской железной дороги», в котором говорилось: «Государь императоръ высочайше повелеть соизволилъ: сооружить железную дорогу отъ С. Петербурга к Варшаве… Работы начать съ 1852 года…», пишет 150let.rw.by.

При строительстве Николай I преследовал не только экономические цели. Главным мотивом являлось укрепление военно-политического влияния русского самодержавия в Королевстве Польском и западных губерниях. При возникновении надобности по железной дороге можно было бы в кратчайшее время доставить в данный регион большое количество войск.

Работы по строительству Петербургско-Варшавской железной дороги предписывалось начать как со стороны Санкт-Петербурга, так и со стороны Варшавы.

Трасса магистрали проходила через Гатчину, Лугу, Псков, Остров, Двинск, Вильно, Гродно, Белосток. Проектная протяженность трассы составляла 1280 км.

Дорога Петербург-Варшава имела двухпутное земляное полотно и однопутное верхнее строение.

Петербургско-Варшавская железная дорога стала четвертой по счету дорогой, которую начали строить в России (после Царскосельской, Петербургско-Московской и Варшавско-Венской).

Первой железнодорожной линией, проложенной на белорусской земле, был участок Поречье-Гродно, являвшийся частью железнодорожной магистрали Петербург-Варшава, сданной в эксплу­атацию (15) 27 декабря 1862 года.

Строительство первого железнодорожного участка в Беларуси содействовало развитию экономики древнего белорусского города Гродно, укреплению его связей с районами Прибалтики, центральной и северной частями России. Благодаря ему появилась возможность развивать текстильную и другие виды легкой промышленности, а также сельскохозяйственное производство всей Гродненской губернии.

В третьем томе «Живописной России», вышедшем в 1882 году, вице-председатель Имперского Российского географического общества П.П.Семенов-Тянь-Шаньский отметил, что «…самую главную железнодорожную артерию области (имеется в виду Литовское Полесье, в состав которого входила и современная Гродненщина) представляет Петербургско-Варшавская железная дорога, которая вступает в область по переходу своему через Западную Двину за станцией Калкуны и которая пересекает область через Вильно, Гродно до Белостока, за которым она направляется в Царство Польское…».

В 1907 году Петербургско-Варшавская железная дорога вошла в состав Северо-Западных железных дорог.

Во второй половине XIX века правительство организовало строительство железнодорожных линий, которые связывали центральные районы России с западными губерниями и пор­тами Балтики. Это были Риго-Орловская, Московско-Брестская, Либаво-Роменская и Полесские железные дороги.

К началу XX века Беларусь имела густую сеть железных дорог протяженно­стью 2837 верст.

Благодаря железным дорогам экономика Беларуси оказалась тесно связанной с экономикой всей страны и со всероссийским рынком. Усилились экономические связи со странами Западной Европы.

С 1880 по 1900 годы объем перевозок по железным дорогам Беларуси увеличился почти в два раза. Основное место среди грузов занимали лес, зерно, продукты животноводства и промышленные товары.

В 1913 году на железнодорожном транспорте работало свыше 50 тысяч человек.

Предлагаем вниманию читателей «Исторической правды» архивные фото Петербургско-Варшавской железной дороги, опубликованные ранее в блоге humus.



Петербургская губерния. Новый Петергоф. Вид на пассажирское здание на станции.



Петербургская губерния. Станция Александровская. 21 верста. Вид пассажирского здания на станции



Петербургская губерния. Станция Александровская. 21 верста. Вид часовни



Петербургская губерния. Станция Гатчина-Варшавская. 42 верста. Вид пассажирского здания на станции



Петербургская губерния. Станция Гатчина-Варшавская.  42 верста. Вид здания, где находился приёмный покой станции



Петербургская губерния. Гатчина. 42 верста.  Группа жителей у закрытого механического шлагбаума германского образца



Петербургская губерния. Гатчина. 42 верста. Рабочие у открытого механического шлагбаума германского образца



Петербургская губерния. Между станциями Суйда и Сиверская. Рабочие у трубы (отверстие 4 сажени) на 55-й версте



Петербургская губерния. Станция Дивенская Царскосельского уезда. 80 верста.  Вид паровозного здания на станции





Петербургская губерния. Лужской уезд. 89-я верста. Вид железнодорожного моста через реку Ящеру



Петербургская губерния. Станция Мшинская. 99 верста. Вид пассажирского здания на станции



Петербургская губерния. Возле станции Преображенская Лужского уезда. 116 верста. Рабочие у двойной каменной трубы вблизи станции



Петербургская губерния. Станция Преображенская Лужского уезда. 116 верста. Вид здания станции со стороны двора



Петербургская губерния. Станция Преображенская Лужского уезда. 116 верста.  Пассажиры на перроне станции



Петербургская губерния. Возле станции Преображенская Лужского уезда. Вид нового железнодорожного моста на 112-й версте



Петербургская губерния. Луга Лужского уезда.  Рабочие у каменной трубы (отверстие 4 сажени) на 131-й версте возле станции



Петербургская губерния. Луга Лужского уезда. 129 верста.  Группа местных жителей и служащих у водонапорной башни вблизи станции



Петербургская губерния. Луга Лужского уезда. 129 верста. Рабочие за укладкой тротуара из булыжника перед зданием, где находились кондукторские бригады



Петербургская губерния. Луга Лужского уезда. 129 верста. Служащие у здания, где находился биологический фильтр на территории станции



Петербургская губерния. Луга Лужского уезда. 129 верста. Служащие у товарной конторы на станции



Петербургская губерния. Между Серебрянкой и Плюссой. Рабочие на железнодорожном мосту на 169-й версте



Петербургская губерния. Между Плюссой и Белой  Вид каменной трубы на 177-й версте



Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста.  Вид жилого дома вблизи станции



Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста.  Вид землянки для хранения керосина (на станции)



Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста. Местные жители у пассажирского здания на станции




Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста.  Служащие нижние военные чины, местные жители у пакгауза на станции



Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста.  Вид здания, где находились буфеты 1-го, 2-го и 3-го классов



Петербургская губерния. Станция Струги Белые Лужского уезда. 193 верста.  Вид на водонапорную башню у станции



Петербургская губерния. Станция Новоселье Лужского уезда. 213 верста. Вид двойной каменной трубы вблизи станции



Петербургская губерния. Новоселье Лужского уезда. 213 верста. Вид на водонапорную башню у станции

Продолжение следует

"Историческая правда"
00:15 20/03/2017
загружаются комментарии