У войны…женское лицо

Размышления после просмотра фильма «Батальон».
Об истории Первой Мировой войны в советском кинематографе не любили вспоминать. Иногда эта тема лишь вскользь упоминалась, как например в фильме «Трактир на Пятницкой», где главные герои вспоминают о том, как в 1915 году они гнили в Пинских болотах «За Веру, Царя и Отечество». Но это были лишь исключения, подтверждавшие, что тема Великой войны во времена развитого социализма была негласно табуирована. 

После распада «великого и могучего» постсоветский кинематограф с трудом подстраивался к новым реалиям. На смену военным эпопеям и масштабным батальным работам пришли многочисленные сериалы о криминале и борцах с ним. О событиях двух мировых войн вспоминали лишь по случаю, т.е. к очередной круглой дате. 

Постепенное осмысление своего исторического прошлого привело к тому, что кинематографисты, наконец, вернулись и серьезному анализу военной истории. При этом режиссёры и сценаристы продолжали недоверчиво относиться к  теме Первой Мировой.

Так мы подошли к 100-летнему юбилею Великой войны. Подошли с многочисленными книгами, публикациями, циклами документальных фильмов и, наконец, с художественным фильмом. 

Речь идет о военной драме «Батальон». Стоит отметить, что авторы фильма рассказали лишь об одном эпизоде Первой Мировой, а именно истории женского батальона под командованием Марии Бочкаревой. При этом команда генерального продюсера фильма Игоря Угольникова попыталась указать зрителю на некоторые важные для понимания исторического контекста, элементы. 

Прежде всего, это разложение Русской императорской армии после февраля 1917 года. Следующий, и пожалуй самый важный момент: новые виды вооружения, применяемые воюющими сторонами в 1914-1918 гг. Сцена газовой атаки поражает своим ужасом и правдивостью. Сладковатый смертоносный запах, о котором говорят бойцы женского батальона, словно спускается с экрана в кинозал и зритель вместе с растерявшимися солдатами Марии Бочкаревой пытается спастись из удушливых объятий БОВ (боевых отравляющих веществ). 



Немецкий актер Матс Райнхард в фильме "Батальон"

Так было под Сохачевом и Болимовом, когда немцы впервые на Восточном фронте применили газы против русских солдат. Я видел архивные фото, читал воспоминания немецких и русских солдат, рассказывающих о том ужасе, который им тогда пришлось пережить. Под Болимовом кайзеровские солдаты, которых направили добивать отравленных русских, были настолько поражены масштабом трагедии, что побросали винтовки и стали помогать еще живым противникам. Позднее этот ужас газовых атак не единожды повторился и на белорусской земле.  

Современная молодежь обо всем этом не знает. К сожалению, скудная информация, содержащаяся в учебниках по истории, не дает полного представления о той катастрофе, которая разразилась в 1914-1918 гг. в Европе. 

Возвращаясь к фильму «Батальон» стоит сказать отдельное спасибо актерам, которые воплотили на экране реальные и вымышленные персонажи. Причем речь идет не только о россиянах (хотя Мария Аронова в роли Марии Бочкаревой -настоящее украшение фильма), но и о представителях других стран. 

Так, одну из главных ролей в фильме сыграла белоруска Янина Малинчик. По собственному признанию актрисы ей пришлось серьезно подготовиться, чтобы максимально аутентично передать образ обычной крестьянки начала ХХ века. Но почему авторы в фильме не подчеркнули ее белорускость? Помните радиста из фильма «Брестская крепость»? Или чеченцев-пограничников оттуда же? Наверное стоило бы и в «Батальоне» показать, что «царево войско» в Первую Мировую войну – это не россияне, а представители всех народов, населявших империю Романовых.



Янина Малинчик в фильме "Батальон"

Также стоит отметить актерскую работу немца Матса Райнхарда. Ему превосходно удалось создать на экране образ врага: сильного, коварного, при этом верного присяге. В общем, получился достойный соперника. 

Для белорусов новый фильм полезен, прежде всего, тем, что он дает представление о том, через что прошли наши прадеды, солдаты русской армии, в годы Великой войны. Конечно, для полноты картины стоило бы показать белорусских беженцев, которые зачастую насильно изгонялись (в том числе и царскими властями) из своих домов на западе Беларуси. Эта тема вполне может стать сюжетом для сценария уже белорусского фильма. 

Фильм «Батальон» - это первый кинематографический шаг к осознанию того, чем же была Первая Мировая война для наших предков и какое место те события занимают в нашей истории. Искренне верю, что вслед за этой работой, появится и белорусская художественная картина, которая объективно расскажет о трагедии Беларуси в годы Великой войны. 
00:42 18/02/2015
загружаются комментарии