Галина Потаева: "Предлагаю заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое"

О «больных точках» белорусского туризма рассуждает директор одной из белорусских туристических компаний.
Галина Потаева: "Предлагаю заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое"
istpravda.ru
Учитывая, что за 22 года работы на рынке компания «Виаполь» накопила достаточный опыт в области въездного и внутреннего туризма (например, в настоящее время компания еженедельно обслуживает от 200 до 500 туристов), оценка сегодняшнего состояния туризма в Беларуси получилась объективной и конкретной.

– Меня неприятно поразила информация, которую озвучила Наталья Никандрова, представитель Национального  агентства по инвестициям, о том, что инвестиции в туризм у нас очень незначительны. Другими словами, наша страна не находится в мировых трендах по доле туризма в ВВП. Во всех развитых странах Европы структура ВВП следующая: доля сельского хозяйства – 2–3%, 20–25% – промышленность, а 70–80% – сфера услуг, где важной составляющей является туризм.

Это важная и перспективная сфера деятельности, особенно въездной туризм: деньги, заработанные в другой стране, вкладываются в экономику нашей. Доля туризма в ВВП в Беларуси очень мала, а значит, страдает экономическая сфера страны. Недостаточно развитая туристская инфраструктура, отсутствие четко составленной программы действий и приоритетов, провинциальность и неоригинальность дизайнерских решений, неблагоприятный политический имидж – и результаты, увы, налицо!

Если в прошлом году Францию посетило 90 млн туристов на 65 млн населения, то Беларусь – 136 тысяч туристов при почти 10 млн населения! Конечно, наша страна – не Франция, но эта цифра при благоприятных условиях тоже могла быть гораздо выше.

Кстати о Франции. В 1955 году страна сделала несколько шагов, которые произвели революцию во въездном туризме (эти шаги были обозначены в специальной Программе развития туризма). Прежде всего, Франция отменила визы для американцев. Логика была такова: Европа лежит в руинах, восстанавливается после войны.

А Америка в войне пострадала незначительно, значит, основной упор нужно сделать именно на американских туристах. Кроме того, были введены групповые скидки на ж/д проезд и сделан специальный «туристский» обменный курс валюты, более выгодный. Эти меры позволили Франции за несколько лет выйти на первое место в Европе по въездному туризму.

А у нас, как иногда кажется, туристы вообще мало кому нужны. Приведу свежий пример. Недавно мы принимали пятерых туристов-индусов. Так им пришлось провести в аэропорту более двух часов, потому что к ним проявили повышенный интерес пограничники! В условиях такого «гостеприимства без границ» развивать туризм крайне тяжело.

Вместе с тем не могу не отметить положительные моменты в развитии отечественного туризма. Построено достаточно много новых гостиниц, причем не только 4 и 5*, но и среднего класса – 3 звезды. Затем – появились такие объекты туристской инфраструктуры, как, к примеру, «Панский маёнтак Сула» – большой инвестиционный проект, в который вложены большие средства. На объекте развивается несколько направлений, в том числе и экскурсионный туризм.

Замечу, что следующий год станет годом Михала Клеофаса Огинского, и мы уже можем планировать какие-то мероприятия в отреставрированной усадьбе в Залесье. В Минске появился новый музей ВОВ. Что бы там ни говорили о «Дожинках», но эти мероприятия, а также праздники письменности преобразили маленькие белорусские города, и туда уже не стыдно привезти туристов. Из других плюсов – у нас много красивых природных уголков. Ну, и наши посольства за рубежом к туристам относятся вполне лояльно.

Но отрицательных моментов все-таки слишком много. Нам еще нужно много работать над политическим имиджем страны. Нужно учитывать, что на наш туризм влияют и внешнеполитические факторы, к примеру, события в России и Украине. Многие зарубежные туристы совершали объединенные туры, посещая наряду с Беларусью и эти страны.

На туристической выставке, которая недавно прошла в Лондоне, огромный российский стенд смотрелся сиротливо. Когда восстановится туристский поток в Украину, тоже пока неизвестно. С кем нам увязывать свои туры? С Литвой? Но для иностранцев это безвизовая страна, а чтобы попасть в Беларусь, нужна виза. Вообще, визовая политика – это одна из самых больших проблем. Пока не видно, чтобы она решалась, хотя переговоры ведутся.

Но, предположим, туристы все-таки приехали в Беларусь. Два дня они проводят в Минске. Но потенциал нашей столицы не очень большой. Куда нам их везти дальше? Мир и Несвиж заполнены туристами до отказа, огромные толпы туристов также в Дудутках.

Некоторые фирмы возят туристов на «Линию Сталина». Но наша компания принципиально не включает этот объект в свои программы – из-за его названия. И вообще мы выступаем с предложением заменить название комплекса «Линия Сталина» на другое. Наверное, в Европе вряд ли кого-то привлек бы объект под названием «Линия Гитлера»…

Почему мы смотрим на это сквозь пальцы? Можно, к примеру, назвать этот комплекс Укрепрайоном либо как-то по-другому. Мне кажется, над этим стоит подумать! Дальше. Наши гостиницы слишком дорогие. У отелей должна быть более гибкая ценовая политика. Пока этого нет. Что касается нашей природы. Нельзя просто привезти туриста и сказать: «Вот природа, наслаждайтесь!» Нужно, чтобы там что-то было – сценарий посещения, основанный на инфраструктуре: туалеты (это вообще проблема!), дорожки, места для барбекю, экскурсионные объекты, какая-то интрига! Плюс наша непредсказуемая погода... Все это надо учитывать, если мы действительно хотим принимать туристов.

Что касается событийного туризма. Мы бы с удовольствием использовали различные события в наших программах. Но мы по-прежнему не знаем точных дат проведения этих мероприятий! А сказать туристу: «Приезжайте когда-нибудь в сентябре или октябре» мы не имеем права. Ведь в мире проходит масса интересных фестивалей и праздников.

Почему туристы должны приехать именно в Беларусь? График наших собственных туров мы размещаем на 8 месяцев вперед и никогда не меняем. Даже если приедут два человека – мы будем их обслуживать! И еще – у нас в стране очень мало уделяют внимания дизайну окружающего пространства. Он неоригинален и провинциален. Плюс в Беларуси по-прежнему сложно найти качественные сувениры, сделанные со вкусом. Я бы даже сказала, что и на туристических выставках мы представлены достаточно скромно.



Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"


Да и лозунг «Гостеприимство без границ!» звучит несерьезно (хотя василек разноцветный как символ страны очень хорош, на мой взгляд. Мы даже попробовали наши областные туры разместить в этих лепестках: красный – архитектурная Гродненщина, синий – озерная Витебщина, оранжевый – историческая Брестчина и т.д., и получилось очень неплохо). Но другие страны свои экспозиции на той же лондонской турбирже оформили с гораздо большим вкусом.

К примеру, Нидерланды и Бельгия сделали упор на Первой Мировой войне и «поиграли» с цифрами: номера стендов у них были – Е14 – Е18. Великобритания поиграла со словами Culture is Great, History is Great, Nature is Great. И внизу мелко  – Britain…

Мы же пока толком даже не знаем возможные «точки роста» белорусского туризма: какие туристы приезжают в Беларусь, каков их возраст и социальное положение, пристрастия, мотивация и так делее. В общем, работы, направленной на развитие въездного и внутреннего туризма, в Беларуси непочатый край. И это, конечно, тоже очень интересно.
Надежда Суслова, tio.by
00:16 18/11/2014
загружаются комментарии